Дмитро Шерембей: "Україна готова припинити утримувати "чорний ринок" за рахунок хворих людей"

Дмитро Шерембей: "Україна готова припинити утримувати "чорний ринок" за рахунок хворих людей"

Як боротися з вживанням наркотиків: заборонами чи дозволами? 26 червня - Міжнародний день боротьби зі зловживанням наркотиками й їхнім незаконним обігом. Ситуацію в програмі Українського радіо "Сьогодні. Зранку" коментував Дмитро Шерембей, голова Фонду людей, які живуть з ВІЛ-СНІДом "100% життя".

(подається мовою оригіналу)

В Україні 62 відсотки засуджених за наркотики в європейських країнах не отримали б навіть адмінпокарання. Правоохоронці засуджують не тих, хто розповсюджує наркотики, а тих, хто їх вживає. Замість боротьби з організованим наркобізнесом, охоронна і правова системи продовждують переслідувати і карати переважно наркозалежних людей за зберігання наркотиків у невеликій кількості. В чому наша біда, в чому проблема? З чого можна почати?

К сожалению, Украина опаздывает с мировым трендом работы в этом направлении. ВООЗ и ООН уже 2 года назад сделали заявление, что нет никакого смысла бороться с наркопотребителями. Есть смысл инвестировать деньги в лечение, информационные програмы, в программы заместительной терапии. Это приносит куда больше пользы людям, которые оказались в физической зависимости, и обществу, в котором они живут. Либерализация этих людей для "черного рынка" крайне не выгодна. Фонд "100 % жизни" борется за декриминализацию наркосцены в Украине, за либеральные подходы, и мы, совместно с "Альянсом громадського здоров'я", организовали в Украине программу заместительной терапии для наркозависимых. Так вот, 1 тысяча наркопотребителей, которых мы забираем с улицы, она не принесет "черному рынку" за год 8 миллионов доларов. И, конечно же, "черный рынок" в этом смысле нас очень не любит. А представьте в масштабах страны, когда все эти наркопотребители, которые сегодня находятся на улице, люди с зависимостью, которые вынуждены порой нарушать закон для того, чтобы не переживать болевых симптомов, если бы мы их забрали в эти программы - "черный рынок" бы обнулился полностью. Так вот, главным фактором сопротивления либерализации всего наркомира Украины являются те люди, которые крышуют либо управляют "черным рынком". Это главный фактор сопротивления. Полезность либеральных подходов в большей мере касается общества, в котором живут эти люди. Единственные распространители мифов о том, что нам не надо копировать опыт Европы, Америки либо других стран - провайдеры "черного рынка". Только им не выгодны эти либеральные подходы, они будут терять миллиарды. Я думаю, что Украина находится на том рубеже, когда она уже созрела сделать цивилизованный шаг и прекратить содержать "черный рынок" за счет больных людей. Как только в Украине будет декриминализировано употребление наркотиков, сразу будет заметна динамика - упадет процент употребления наркотиков, снизится на 80 % количество преступлений, связанных с наркотиками и тюрьмы опустеют на 80 %. И я думаю, что эта полезность имеет такой масштаб, какой мы за всю историю независимости не видели. Дубинки и решетки, которыми сегодня пытаются исправить наркопотребителей, это не лекарство, это инструмент, который производит насилие и его умножает.

А досвід якої країни може бути найбільш показовим або найбільш підходящим для України?

Все страны Евросоюза идут по пути либерализации наркосцены. И у них основной тренд - декриминализация употребления наркотиков и их хранения. Сегодня Украине подходит опыт Португалии, Германии, Австрии, по модели наркосцены, по социальному портрету людей, которые употребляют наркотики. Португалия является страной, которая декриминализировала все, что связано с наркотиками, и на сегодняшний день она инвестирует деньги не в содержание силовых структур, а в программы образования, лечения, социального сопровождения таких людей. Португалия является хорошим примером. Преступления сократились на 85 процентов и все эти люди с зависимостью находятся под присмотром врача, соцработника, организаций, которые работают с такими людьми. И это все контролируется. Конечно же не существует в мире какой-то фантастической таблетки, которая бы все решила. Но существуют уже доказанные технологии и подходы, которые более полезны для любого государства. Для Украины путь Евросоюза - это самый лучший, самый выгодный путь для всех учасников этого процесса.

Але кількість людей, які заробляють на наркозалежних збільшується. В Україні, як гриби після дощу з'являються реабілітаційні центри, метою яких є начебто допомога людині позбутися цієї залежності або реабілітація. ГПУ і силові органи часто заявляють про те, що там не те, що порушуютьося права людини, а цих людей використовують як робочу силу і зовсім не тими методами допомагають їм, як це мало би бути. Наскільки це явище може бути небезпечним?

Решение этой проблемы должно быть комплексным. Если Украина начнет чесно говорить об этой проблеме, чесно находить нормальные рецепты решения, должна появится система лицензирования таких услуг. Должно быть адекватное лицензирование тех экспертов, которые работают в таких центрах. Сначала нужно решить проблему №1 - декриминализировать, а потом уже вторую проблему. Я думаю, что общество, весь цивилизованный пласт Украины созрели для того, чтобы делать здравые шаги в будущее. Мы хотим, чтобы все эти темы стали открытыми, публичными, чтобы они регулировались цивилизованными европейскими нормами, и чтобы мы не ждали по 10 лет, а самое лучшее, что есть сегодня в Европе взяли и инсталировали в Украине для наркопотребителей, для их лечения, сопровождения и социального обслуживания. И таким образом, права человека становятся основой этого движения.

4 роки існує в країні затверджена Урядом стратегія державної політики щодо наркотиків на період до 2020 року. Вона визнана міжнародними спеціалістами як одна з найбільш вдалих і фахових у світі. Але ця стратегія ні на що не впливає, нічого не вирішує. Це просто папірець, частина бюрократичного процесу?

Да. По одной простой причине. Надо, чтобы Кабинет министров согласился с точкой зрения мировых структур - ВООЗ, ООН, ведущих стран мира. Мы документально с этим согласились, но политически этого не произошло. Наркозависимость - это болезнь и к ней могут применяться медицинские и социальные программы. Как только силовые структуры Украины с этим фактом согласятся, то будет меняться нормативная документация в Украине. И важно делать простые шаги, которые самим не надо придумывать. Есть опыт стран, куда можно прилететь и посмотреть, как это работает. Есть антипример - это РФ, которая дубинками и иконами учит детей. Это даже не каменный век. Это характеристика интелектуальной деформации тех, кто такие решения принимает. Есть цивилизованные тенденции, которые основываются на правах человека. Это фундамент любой цивилизованной страны. Украина этот путь выбрала и мы, как неправительственный сектор, при любых обстоятельствах за это будем бороться, потому, что это будущее любой страны, которая хочет жить в цивилизованном мире.